
На программу по Общественной поддержке сельского хозяйства (ОПСХ) можно подписаться, как на журнал, только в нашем случае подписчик будет каждую неделю получать от местного фермера свою долю свежих овощей. Подписывая контракт, фермер и подписчик договариваются делить все риски и преимущества, связанные с непредсказуемостью погоды. Покупатель авансом оплачивает поставки за весь сезон — как правило, 400–600 долларов. В этом случае фермер получает достаточно средств, чтобы провести все весенние работы: вспахать, посеять. А подписчик потом регулярно, с июня по ноябрь (а в южных штатах и дольше), получает свежие органические продукты.
Концепция ОПСХ впервые зародилась в Японии в 1960-х. Идея получила название «Тейкей», что можно перевести как «еда с человеческим лицом». Программу создала группа женщин, озабоченная засильем импортной еды, повсеместным использованием пестицидов и технологической переработкой продуктов. Схожие программы начались в Германии и Швейцарии. Скоро они распространились по всей Европе (не в последнюю очередь благодаря идеям Рудольфа Штайнера) и наконец в начале 1980-х появились в Америке. Сегодня в США по этой программе работает около 12,5 тысячи ферм.
В сельской местности подписчики сами приезжают на фермы, чтобы забрать продукты. В городах действует иная система: фермер привозит овощи в какую-то удобную всем точку (к церкви, муниципалитету) или просто ставит палатку, откуда подписчики забирают свои корзины. Все участники программы по очереди добровольно дежурят рядом с привезенными овощами (в год на человека приходится три часа), чтобы освободить фермера от этой обязанности.
Больше всего любителей здоровой пищи в Нью-Йорке. Первая группа подписчиков образовалась в 1991 году, а сегодня в ОПСХ участвуют свыше 100 районов. Такому быстрому росту помогла инфраструктура, созданная организацией Just Food. Just Food борется за право человека на здоровую пищу и помогает налаживать связи между фермерами и членами программы. Пола Лукатс, руководитель отдела ОПСХ, возглавляет консультативный совет, определяющий качество продуктов на каждой конкретной ферме и готовность хозяйства вступить в программу. Для подписчиков она выступает в роли посредника, помогая подобрать фермерское хозяйство, подходящее под нужды сообщества. «Иногда на первый план выходит логистика: удобно или нет фермеру привозить овощи в нужное место. Иногда мотивировки решения чуть сложнее — например, все зависит от размера вклада и типа овощей».
Посредничество Just Food помогло не только увеличить число подписчиков, но и повысить значение ОПСХ для города. Они организуют семинары, кинопоказы, общественные обеды, кулинарные соревнования и даже ежегодную ОПСХ-конференцию для фермеров и подписчиков. Тем, кто не может себе позволить участвовать в программе, но очень хочет, они помогают составить финансовый план. Каждый год для участников программы организуются групповые поездки на ферму, чтобы они могли лично познакомиться с фермерами и увидеть, где и как растут их овощи. А там же, куда фермеры привозят овощи, они часто рассказывают, что можно из них приготовить.
Некоторые фермеры сообщают своей группе последние сельские новости. «Это помогает сократить дистанцию, — говорит Лукатс. — Люди ведь не знают, что там происходит: льет как из ведра, или стоит жара. Такая информация помогает людям понять, почему они в эту неделю получили кучу огурцов или почему им не привозят брокколи». Ведь идея заключается в том, чтобы люди чувствовали, что они дают деньги на свою ферму, а значит, делят и риски. В прошлом году, например, из-за заболевания растений погибла большая часть урожая помидоров. Так что вместо помидоров подписчики получили другие овощи. Бывали годы, когда урожай страдал от града, ураганов и других природных катаклизмов.
Все группы ОПСХ не похожи друг на друга. Одни предлагают дополнительные продукты: фрукты, яйца, хлеб, мясо, цветы, горох, зерно, вино, сыр или пиво. В других подписчики могут за 50 долларов арендовать на сезон яблоню и приехать собирать урожай самостоятельно. Третьи выращивают овощи прямо в городе. Этим последним, конечно, приходится творчески решать проблему площадей. Энни Новак, например, выращивает овощи на крыше склада в Бруклине, а режиссер Ян Чейни ведет свое крохотное хозяйство (доля в нем стоит всего 20 долларов) в кузове старого грузовичка. Чейни называет свое хозяйство «Ферма в грузовике» (Truck Farm) и часто привозит «ферму» прямо к дому подписчика. «Ничего свежее вы точно не достанете», — говорит Чейни.